29.03.2023
Новости и анонсы мероприятий: ищите на новом сайте! Подробнее
21.03.2023
Лермонтовка запустила новый сайт Подробнее
15.03.2023
XIII конференция «Трауготовские чтения» Подробнее
13.03.2023
Открыт прием заявок на конкурс «Во все книжные» Подробнее
07.03.2023
С праздником весны! Подробнее
28.02.2023
Благотворительная акция «Книга за корм» Подробнее
–Пётр, расскажите, пожалуйста, что такое для вас коллаж?
– Коллаж, прежде всего, язык общения с собой и окружающими меня людьми. Мне по душе определение коллажа как визуального верлибра. В коллаже есть всё – и проза жизни, и её поэтика, метафоричность, размышление, чувство. Это обусловлено тем, что сама техника коллажа подразумевает под собой возможность использования любых материалов и их сочетаний между собой, она позволяет в одном пространстве создать соучастие и взаимное развитие прежде не сочетаемых образов, идей, чувств. При этом, коллаж позволяет наиболее глубже погружаться в суть рождающейся идеи, минимально отвлекаясь на чисто технические вопросы. Сразу отмечу, что одним из любимых материалов, который часто использую, при создании работ является найденная фотография.
– А сами Вы фотографируете?
– Да, конечно. Снимаю регулярно, и фотография для меня – один из способов познания мира и себя. Она позволяет понять суть жизненного мгновения, приближает к собственной сущности. Наверное, любой фотограф понимает, что он есть то, что снимает, на что обращает своё внимание. Большей частью в фотографии мне неважны чисто технические детали – важен человек, образ, цвет или его отсутствие, предмет, чувство, настроение которые я уловил и желаю зафиксировать сию минуту. У меня достаточно большой архив, с которым я постоянно работаю, создавая те или иные фотографические проекты или цифровые коллажи.
– Когда и как Вам решили начать работать с коллажами?
– Сложный вопрос. В детстве я патологически ненавидел принуждение к аппликации и ко всякому «творчеству», а вот в лет сорок я вдруг увидел и почувствовал, что это «моё». Сейчас мне сорок три года, и мне трудно представить себя нережущим, клеящим, снимающим что-то.
– Есть ли кто-то, чье творчество вдохновляет Вас при создании коллажей? Отдельные элементы Ваших работ очень напоминают конструктивизм и абстракционизм.
–Если для выражения моей идеи подходит тот или иной технический приём, уже разработанный другими, я с лёгкостью его заимствую и впускаю в свои работы. Но есть ряд удивительных людей, творчество которых воодушевляют меня и поддерживают: Ван Гог, Курт Швиттерс, Эль Лисицкий, Алексей Крученых и Велимир Хлебников, Василий Кандинский и Марк Шагал, Марсель Дюшан, Ман Рей, Джон Кейдж, Борис Игнатович и Вадим Сидур, а из писателей: Льюис Кэрролл, Фёдор Михайлович Достоевский, Антуан де Сент-Экзюпери, Альбер Камю и Лев Шестов, Рэй Брэдбери и Станислав Лем. И это не полный список тех, чьё творчество наполняет мои дни.
– Каждый Ваш коллаж – это определённая история, пробуждающая у зрителей воспоминания и ассоциации. А откуда Вы берёте материал для создания коллажей?
– Во-первых, я категорически не понимаю, зачем в самовыражении игнорировать тот материал, который предоставляет наша повседневность. Во-вторых, у меня уже давно сформировался следующий творческий принцип: я работаю только с найденным или выброшенным другими материалом. Люди избавляются от вещей безжалостно: от фотографий, книг, писем, рисунков. Это значит, что у того человека не просто закончилась жизнь, его больше нет в памяти других. И мне его жаль, потому что я понимаю, что когда-нибудь будет и мой черёд умереть, и я не хочу, чтобы моя жизнь вот так завершилась. Поэтому я собираю вещи и в своих коллажах позволяю им продолжать жить. Мне представляется подобная трансформация абсолютно правильной и закономерной.
– Вы создаете коллажи интуитивно или проводите определенную подготовку перед созданием?
– Создание коллажей, для меня, это долгий процесс. От рождения идеи до её воплощения проходит продолжительный промежуток времени. Ведь каждый коллаж – это не столько «сконструированное изображение», а сколько личное переживание. И ключевое «в подготовке» коллажа является приход к некоему внутреннему согласию с самим собой, которое, по сути, является ответами на следующие вопросы: Зачем я его создаю? О чём он? Для кого? Насколько я сам перед собой искренен в этой работе? Ответы на эти вопросы и оформляются в процессе создания коллажа. Поэтому каждый коллаж – это не просто изображение, а частица души.
– Что Вас вдохновляет?
– Прежде всего, основным источником вдохновения является сама жизнь и её повседневность, люди, окружающие меня.
– Можно ли научиться искусству составления коллажей без специальной художественной подготовки?
– Коллаж – это инструмент, который доступен каждому. По моему мнению, сама техника не требует особых специальных навыков. Просто невозможно склеить неправильный коллаж. Но тут всегда есть одно но – коллаж получается, когда в нём есть настоящее высказывание. Чтобы не «плодоносить» пустыми, никчёмными изображениями, стоит уделить внимание собственному содержанию, которое обязательно проявится в коллаже.
– Есть ли у Вас любимая работа среди Ваших коллажей?
– Я не разделяю свои работы на любимые и нелюбимые. В каждую я вкладываю часть себя, в момент создания она была той единственной, особенной, неповторимой. У меня есть несколько работ, которые я специально сделал только для себя. Они не любимые и даже не главные, просто есть в них что-то такое, что заставляет меня думать о жизни, о людях, о себе. Такие работы, предположу, есть у всех, кто занимается творчеством.
– Коллаж – это искусство для всех? Или для понимания авторской идеи и ценности коллажей необходимо обладать специальными знаниями?
– Коллаж – это одно из самых демократических и антиэлитарных приемов в искусстве. Чтобы понять коллаж и его ценность, зрителю не требуется каких-то особых знаний, от него требуется только соучастие и открытость. Искусство рождается, когда зритель проникается доверием к художнику, и образование здесь совершенно не при чём. Искусству научить невозможно – оно вдруг и неожиданно случается в каждом из нас. Просто одни это игнорируют, а другие душой и сердцем чувствуют, что настоящее предназначение человека – создавать произведения искусства.
– Какие книги по фотографии Вы рекомендуете прочитать каждому, кто хотел бы заняться таким видом искусства, как фотоколлаж, вплотную?
– В первую очередь смотреть альбомы с работами Рауля Хаусмана, Джона Хартфилда, Александра Родченко, Ласло Махой-Надя, Ханны Хёх, Сергея Параджанова. Есть литература, которую любому человеку, решившему приобщиться к миру изображений, будет полезно и интересно прочесть: Александр Лапин «Плоскость, пространство или жизнь квадратом»; Джон Бергер «Искусство видеть»; Елена Петровская «Теория образа»; «Коллаж в России ХХ век»; В.И. Михалович, В.Т. Стигнеев «Поэтика фотографии»; Ханс Рихтер Ханс Рихтер «Дада. Искусство и антиискусство».
– Какие именно книги по фотографии непременно должны быть в коллекции библиотеки?
– Сложно определить, что непременно. Но точно должны быть книга Розалинд Краусс «Фотографическое: опыт теории расхождений», обязательно Сьюзен Сонтаг «Смотрим на чужие страдания» и «О фотографии», Ролан Барт «Camera lucida», Андре Руйе «Фотография между документом и искусством», Наль Подольский «Ген художника в фотографической реальности», Анри Картье-Брессон «Воображаемая реальность», Пол Хилл, Томас Купер «Диалог с фотографией». И это только начало списка…
Интервью подготовили
сотрудники библиотеки им. К.А. Тимирязева
Ирина Иванова и Маргарита Швецова