29.03.2023
Новости и анонсы мероприятий: ищите на новом сайте! Подробнее
21.03.2023
Лермонтовка запустила новый сайт Подробнее
15.03.2023
XIII конференция «Трауготовские чтения» Подробнее
13.03.2023
Открыт прием заявок на конкурс «Во все книжные» Подробнее
07.03.2023
С праздником весны! Подробнее
28.02.2023
Благотворительная акция «Книга за корм» Подробнее
Весной 2016 года классик моноклевой фотографии Людмила Таболина прочитала в библиотеке им. К. А. Тимирязева три лекции, посвященные истории пикториализма, течению в фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв. Мероприятие осуществлялось в рамках библиотечного клуба «Монокль» совместно с Фондом и школой фотографии «Петербургские фотомастерские».
Фотопортрет Л. Таболины. Г. К. Таболина. 1996 г.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы начинали свой путь в фотографии?
– Когда я стала студенткой Технологического института, в общежитии в одной комнате со мной оказалась девушка с фотоапаратом. Мы с ней подружились, и через год я тоже обзавелась фотокамерой.
– Вы являетесь автором более 40 персональных выставок и участником более ста групповых проектов. Чему была посвящена Ваша первая персональная фотовыставка?
– Первая персональная выставка была в профкоме Технологического института, и на ней были представлены фотографии из жизни моей родной деревни Ладыгино в Тверской обл.
– Как Вы пришли к идее организации своей фотовыставки?
– Это была не моя инициатива, а членов профкома, которые были в курсе моей увлеченности фотографией.
– По специальности Вы являетесь химиком-технологом. Помогает ли Вам это в фотографии?
– Я занималась изучением нефтяных остатков, которые тяжело разделяются и трудно анализируются. С фотохимией это не связано никак, но помогало понять, что в мире все очень сложно и взаимозависимо.
– Когда и откуда Вы вообще узнали о направлении «пикториализм»? Ведь с начала 1930-х гг. оно было подвергнуто идеологическому разгрому, а его наследие оказалось выведено из художественного обихода на долгий срок.
– В 1991 году я познакомилась с фотографом Георгием Колосовым, который прошел школу московского фотоклуба «Новатор». Организаторами этого клуба были фотографы старой русской школы Александр Владимирович Хлебников и Георгий Николаевич Сошальский. О том времени Колосов вспоминал так: «..В первые годы в клубе, который тогда насчитывал более трехсот членов, секцию натюрморта вел Хлебников, общий фотографический семинар – Сошальский, секцию репортажа – Борис Всеволодович Игнатович, секцию пейзажа – Сергей Кузьмич Иванов-Алилуев. Нередко заглядывали Василий Иванович Улитин и Абрам Петрович Штеренберг. То есть наставников - не классиков там не было! Изобразительная культура – это то единственное, что могли донести до нас учителя, поскольку о свободном творчестве речи быть не могло, особенно в фотографии – пропагандистской машине того времени. Зато фотографическую форму отцы-новаторы укрепили прочно». Георгий Колосов подарил мне монокль и рассказал о пикториальной фотографии. Так появился интерес. Потом в Публичной библиотеке я читала «Вестник фотографии» и другие старые журналы, стала разыскивать статьи о пикториализме в книгах по истории фотографии и т.д.
– Как получилось, что из всех фотографических направлений Вас заинтересовал именно пикториализм?
– Когда мне в руки попал монокль, я поняла, что это та «кисточка», которая рисует мир наиболее адекватно моему восприятию. Так я вместе с моноклем полюбила и оптический пикториализм.
– Можно ли говорить о том, что любая съемка при помощи объектива «монокль» – это уже пикториальная фотография, или это будет большим преувеличением?
– Монокль – это инструмент, а снимает фотограф. Никому не приходит в голову назвать человека художником, потому что он приобрел кисточку и краски. Моноклем можно снять шедевр, а можно просто нерезкую картинку, называемую на жаргоне «мылом».
– Как Вы пришли к идее не только фотографировать, но и преподавать фотографию, в частности, пикториализм? Сложно ли было находить информацию, посвященную его истории?
– Глядя на засилье «мыла» в интернете, я несколько лет назад согласилась вести группы по пикториальной фотографии. И каждую творческую встречу объясняю, что монокль – это резкий объектив. Достойной литературы по фотографии теперь появилось достаточно. Многое доступно в интернете. Так что теперь об истории пикториализма информацию найти не сложно.
– Что Вы порекомендовали бы фотолюбителю почитать о пикториализме?
– В 2002 году издан каталог выставки «Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы» (М. Арт-Родник). То же издательство начало выпускать серию альбомов «Фотографическое наследие», посвященных и фотографам пикториального направления. В 2005 году Московский дом фотографии издал каталог выставки «Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900-1930 годов». Если перечислять все, что было выпущено в последние 20 лет на эту тему, места не хватит.
– Как Вы считаете, какие именно книги по фотографии должны быть в библиотеке, если ее специализация – «фотография»?
– Кроме литературы по технике фотографии должна быть литература по истории фотографии и мировоззренческого характера. Должны быть Сьюзен Сонтаг, Джон Берджер, Вальтер Бельямин , Ролан Барт, Джон Бергер и др.
– Как библиотекари, мы не можем пройти мимо Вашего фотопроекта «Паломничество по литературным местам». Как Вы пришли к его идее?
– Проект рождался постепенно и стихийно. В Пушкинские горы меня пригласили друзья, из сотрудничества с музеями Ф. М. Достоевского, В. В. Набокова и А. А. Ахматовой родились остальные проекты.
– По какому принципу Вы отбирали поэтов и писателей для Вашего фотопроекта? Почему из всех классиков – именно А. А. Ахматову, А. С. Пушикина, Ф. М. Достоевского и В. В. Набокова?
– Потому что я именно их люблю и понимаю больше всего
– Планируете ли Вы продолжать Ваш проект или Вы считаете его завершенным?
– Никогда не знаешь, что будет завтра.
– Что Вы пожелали бы нашим фотографам-читателям?
– Снимать не то, что видишь, а то, что ищешь. Это мысль Георгия Колосова, и я с ней согласна.
Материал подготовила
Ирина Иванова,
сотрудник библиотеки им. К.А. Тимирязева