Е. Краснощекова
Наследие И. А. Гончарова представлено в монографии как целостный мир, созданный по единому авторскому сверхзамыслу - проникнуть в самую суть феномена взросления (или невзросления) человека в 'школе жизни'. Вослед идеям Века Просвещения романист связывает воспитание со всеми (а не только с ранними) жизненными этапами.
Сложный контрапункт соотношения сверхзамысла с конкретными замыслами, привнесенными злобой дня и эстетическими предпочтениями эпохи, выявляется при детальном анализе 'Обыкновенной истории', 'Фрегата 'Паллада', 'Обломова' и 'Обрыва'. Своеобразие творческого мира Гончарова раскрывается в сопоставлении с произведениями его предшественников (Руссо, Гете, Карамзин, Грибоедов...) и современников (Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Толстой...).
Свернуть