Шрифт
а а а
Цвета сайта
аб аб
Изображения
Межрайонная централизованная библиотечная система им. М.Ю. Лермонтова
Показать меню Скрыть меню
  / Новости / Новости библиотек

Новости

Вернуться к списку новостей


Интервью с писателем Александром Архангельским

02.03.2018

27 февраля в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова совместно с Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга был организован семинар для учителей «День словесника», приглашенным гостем которого был писатель, профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский. Он представил свою новую книгу «Герои классики. Продлёнка для взрослых», обсудил с гостями изучение литературы в школах, а также рассказал, как формировался школьный литературный канон.

Мы поговорили с Александром Николаевичем о литературе, библиотеках и школьном образовании.

gal

– Расскажите, пожалуйста, что для Вас – современная библиотека?

– Не бывает вечных институтов, бывают долгосрочные, но они меняются со временем. Библиотеки моей юности и сегодняшние – сильно отличающиеся друг от друга вещи. Тогда это было место, где мы достраивали картину своего мира и получали книжки, которые не могли достать. Библиотека была местом священного знания. По мере того, как стали развиваться новые информационные технологии, библиотеки начали менять свою функцию. Они стали точкой, прежде всего, встречи по поводу знания, а не источником знания. Сейчас важно найти себя в бесконечном информационном потоке. Библиотека вписывается в новую реальность и становится культурно-досуговым клубом вокруг книги.

– Какие литературные произведения, на Ваш взгляд, в современных реалиях являются уже лишними в системе образования?

– Ничего вечного и до конца исчезающего нет. Конфигурация литературного процесса постоянно меняется. Одни тексты будут вновь приобретать актуальность, а другие – терять, но это не значит, что они плохие. Это значит, что мы внутри большого потока. Например, Пушкин для каждого русского читателя – ключевая фигура, для мировой литературы очевиднее Чехов, Толстой, Достоевский. Это значит, что Пушкин хуже или мир глуп? Просто Пушкин больше отвечает на наши вопросы, Достоевский – и на наши, и на иностранные. Мы должны отвыкать от идеи универсального списка литературы на все времена. Его просто нет.

– А какая современная литература может быть добавлена в школьную программу?

– Например, когда мы изучаем тему кавказских войн – как не прочитать рассказ Владимира Маканина «Кавказский пленный». Или его роман «Асан» о чеченской войне. Если мы изучаем утопии-антиутопии, почему бы нам не поговорить о книге Виктора Пелевина «Generation "П"»? Не самая моя любимая книга, но книга актуальная для сегодняшнего дня. И неважно, что с этими книгами будет завтра. Сегодня они интересны, и через современные произведения легче понять, как устроены классические.

– А Вы не считаете, что в школьной системе есть произведения, с которыми детей знакомят слишком рано?

– Эта проблема относится к числу нерешаемых. Если вы не прочитаете эти произведения в школе, то, скорей всего, не прочитаете его никогда. А если прочитали в школе, то возможно слишком рано. Важно, как учителя преподносят ученикам материал.

– Какие книги из последних прочитанных показались Вам наиболее интересными?

– Из русских произведений хочу выделить « Июнь» Дмитрия Быкова. Из зарубежного: «Безгрешность» Джонатана Франзена. Вполне интересная книга, но не лучше его первого романа «Поправки». Очень много любопытных научно-популярных книг публикуется в последнее время, в том числе, и русскоязычных. Сейчас научно-популярные ресурсы аккумулировали всю эту литературу. Какое-то время ее не было, а нынешнее поколение активно ее читает.

Решаем вместе
Есть предложения по работе библиотеки или хотите оставить отзыв? Пишите!
Наверх |